Едва ли кто-нибудь из нас, не считая антикваров прочих специалистов по мебели, в состоянии вразумительно объяснить, что собой представляют, и в чём отличие друг от друга таких экзотических предметов интерьера, как рекамье или канапе, козетка или бержер. Для нынешнего поколения людей эти вещи скорее являются экзотикой, чем мебелью, предназначенной для сидения, а кушетка у них вызывает ассоциации скорее с больничной лежанкой, чем с мягкой мебелью.
Время появления на свет всех этих разнообразных видов диванчиков, довольно удобных и симпатичных на вид, - период рококо, а прародительницей их является обычная деревянная скамейка, которую скрестили с обшитым стулом. Под влиянием этого чудного стиля гибрид скамейки и стула волшебным образом преобразился, в результате чего и появилась мягкая и комфортная мебель, предназначенная для отдыха и светских бесед.
Оказывается, в те далёкие времена кушетка представляла собой продолговатое сиденье на тонких и изящных ножках, оббитое тканью. В некоторых моделях имелось наклонное изголовье, которое можно было регулировать. Быстро завоевав популярность в Европе, кушетка сумела покорить и колонии, вследствие чего появились модели, в конструкции и декоре которых можно было разглядеть национальные мотивы разных стран. Полулёжа на кушетках, оббитых шёлком и обложенных подушками, салонные дамы вели светские разговоры или принимали гостей. Канапе времён рококо имело различие с кушеткой только в том, что у него были исключительно сидячие места.
Первоначально это был небольшой диванчик, с виду составленный из нескольких стульев с резными тонкими ножками, как и у кушетки. Постепенно этим термином стали называть просто небольшой диванчик с приподнятой спинкой, как сказано в словаре у Даля: «французский диванчик с прислоном». Современные модели канапе абсолютно не похожи на первую конструкцию, так сильно время изменило этот компонент мебели.
Еще один предмет интерьера той эпохи - козетка. Это небольшой диванчик, рассчитанный на двоих, и предназначен он для галантных бесед. Конструктивно козетка имеет мягкое сиденье и спинку, а с боков приделаны подлокотники. Бержер отличается от всех перечисленных выше элементов интерьера тем, что это кресло, а не диван, как вся остальная мебель. Человек, сидящий в бержере, погружается в него, как в раковину, такой он глубокий и низкий. В дальнейшем эти кресла стали оббиваться тканями, а для придания мягкости употреблять набивочный материал из водорослей или конского волоса. С течением времени кресло-бержер стало походить на мягкую перину, присев на которую, потом не хочется вставать.
Рекамье представляет собой кушетку с двумя возвышениями, одно из которых находится в изголовье, а другое - у ног. Своим названием рекамье обязано имени мадам Рекамье, весьма популярной в тот период светской дамы. Имеется даже портрет мадам Рекамье, где она полулежит на одноимённом диванчике. В процессе эволюции рекамье немного модифицировались, у них появилось что-то, напоминающее низкую спинку. Рекамье очень хорошо подходит к современным интерьерам, где его оригинальная форма выглядит весьма своеобразно. Насыщенная красочная оббивка из бархата дополняет впечатление и сообщает этому предмету меблировки некоторое напоминание о восточной роскоши. Также идеально совмещается с современными стилями и диванчик-рекамье, обитый кожей.
Шезлонг – это не привычный всем нам аксессуар для пляжного отдыха. Классический шезлонг является промежуточным звеном между креслом и кроватью, он частенько имеется в обстановке наших домов, только теперь называется просто креслом. Последний предмет интерьера, сохранившийся с тех времён, - это маркиза, являющаяся маленьким креслом-диваном. Маркиза рассчитана на двоих человек, и садиться на неё надо наискосок друг от друга. За три столетия маркиза почти не изменилась, изменилась только обивка. Если раньше для обивки применялись шёлк и гобелен, то в настоящее время – матовая кожа и мех с коротким ворсом.
Известны ещё некоторые названия мини диванчиков, но они, эти названия, совсем потерялись во времени и о них сегодня не помнят даже специалисты. Это «дюшес» или шезлонг с круглой спинкой, чрезвычайно популярный во времена правления Людовика XV и дюшес-бризе или шезлонг, представляющий из себя большое глубокое кресло и приставленную к нему табуретку.